Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Яков I

Яков I

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Проникнутый весьма преувеличенными представлениями о природе и правах королевской власти и находя в этом отношении поддержку англиканского епископата, Яков I  высоко ценил свое положение главы англиканской церкви. Этим и объясняется та поддержка, которую он всегда был готов оказать англиканским епископам, заявляя в то же время, что и эти последние являются оплотом королевской власти. Выросший и воспитанный в атмосфере и традициях шотландского двора, тщеславный и слабый, склонный к фаворитизму, Яков I плохо знал Англию.

 

Высокая комиссия

   При Стюартах продолжает свою деятельность «высокая комиссия», усиленно насаждавшая в Англии принципы религиозного «единообразия». Эта высокая комиссия даже расширяется по составу и кругу своей деятельности по сравнению с эпохой Елизаветы. Но религиозная жизнь Англии в начале XVII в. менее всего отличалась тем «единообразием», которое ей пыталась придать официальная англиканская церковь, поддерживавшая абсолютизм и встречавшая весьма активную поддержку со стороны последнего. За англиканство стояла сначала не только корона, но и значительная часть английской буржуазии и дворянства. Однако среди буржуазии усиливаются оппозиционные настроения по отношению к англиканской церковности, многое удержавшей от католицизма в отношении как вероучения, так и церковной дисциплины и богослужебного ритуала. К очищению англиканской церкви от остатков католических суеверий и стремилось пуританское течение, насчитывавшее многочисленных сторонников в рядах английской буржуазии. Что же касается низов городского населения — мелкой буржуазии, городских ремесленников и подмастерьев, то в этой среде возрастало число сторонников крайнего религиозного радикализма, усиливалось сектантство, распространялись идеи анабаптизма. Сектантским движением была захвачена и значительная часть низшего духовенства. В 1605 г. было отстранено от своих приходов около 300 священников-нонконформистов (т. е. несогласных с англиканской церковью). Но, несмотря на административные кары против нонконформистов, пуританизм в Англии продолжал усиливаться, приобретая значение крупной не только религиозной, но и политической силы.

   Наряду с представителями умеренного пресвитерианства, стремившимися организовать ряд церковных общин, управляемых священниками и «старейшими» членами, усиливается непримиримое сепаратистское (индепендентское) течение, не склонное ни к какому компромиссу в вопросах церковной организации. Сепаратисты были против всякой «большой церкви», как вселенской, так и национальной, или государственной, и выдвигали идею «всеобщего священства» и «истинной церкви»—«святых» и «избранных».

Новая Англия

   Сепаратистов гнали еще при Елизавете, в 80—90-х годах XVI в., гнали и при первых Стюартах. Спасаясь от преследований, они бежали в Голландию, примыкая здесь к представителям радикальных религиозных сект. Бежали сепаратисты различных оттенков и в Северную Америку, закладывая здесь основы английской колонизации. Здесь, в Новом Свете, зрела новая религиозная и политическая мысль. В 1620 г. кладут начало «Новой Англии» знаменитые «отцы-пилигримы», мечтавшие на девственной почве Америки основать свой новый мир, сохранив в то же время связь с Англией. До 1640 г. в Новую Англию выселилось около 20 тысяч человек, спасавшихся от религиозных преследований на родине. В 1628 г. начинается заселение Массачузетса—другой английской колонии в Северной Америке. Таким образом, Северная Америка была своего рода землей обетованной для всех представителей крайней религиозной и политической оппозиции. Лишь с падением абсолютизма в Англии приостанавливается этот приток английских эмигрантов в Новый Свет, сменяясь обратной волной. Вместе с реэмигрантами устремляется в Англию и поток новых политических идей и религиозных убеждений, частично возникших или видоизменившихся на американской почве. Это сыграло немалую роль и в подъеме революционной волны в самой метрополии.

 

СКАЧАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ

 

Список материалов сайта