Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Салическая правда

Общественный строй франков

Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 

Франкское завоевание внесло значительные изменения в социальный строй Галлии. Свободное франкское крестьянство стало основой меровингского общества, особенно на севере и во­стоке. Как говорит Энгельс, «между римским колоном и новым кре­постным стоит свободный франкский крестьянин».

Общественный строй франков в первое время после завоеваний мы можем изучать по так называемой Салической правде, законо­дательному памятнику салических франков, составленному в на­чале VI в., еще при жизни Хлодвига.

 Родовые отношения

    Вергельд

Мы наблюдаем здесь процесс распада родовых отношений, кото­рые, однако, сохраняют еще немалое значение. Сородичи продолжают играть большую роль в жизни свободного франка. При убий­стве франка половину вергельда (пеня за убийство) получают сыновья убитого, а другую половину делят между собой ближайшие родственники как со стороны отца, так и со стороны матери. Все эти ближайшие родственники до шестого поколения об­разуют своеобразный тесный союз, члены которого в известной последовательности принимают участие в соприсяжничестве (т. е. выступают на суде с присягой в пользу сородича) или в наследовании после умершего сородича, или в платеже, или получении вер­гельда за убийство сородичем чужеродца, или обратно, или в полу­чении платы при замужестве вдовы (reipus — плата жениха, achasius — плата самой вдовы). Характерно при этом, что в случае наследования земельного владения женщина исключалась из на­следования, но вся земля (terrasalica) должна была поступать «мужскому полу, т. е. братьям» (Салическая правда, глава LIX).

Вот как картинно описывает Салическая правда привлечение чле­нов рода к платежу вергельда (глава LVIII, Dechrenecrude — о горсти земли): «Если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, небудет в состоянии уплатить следуемого по закону, он должен пред­ставить 12 соприсяжников в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в своей дом, собрать в горсть землю из четырех углов, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т. е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом в(одной) рубашке без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен перепрыг­нуть через плетень», а трое родственников его с каждой стороны должны внести по половине недостающей части вергельда. «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы уплатить причитающуюся долю, он должен всвою очередь бросать горстью земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы тот уплатил ее по закону». И Салическая правда говорит, что если никто не поручится в уплате оставшейся доли вергельда, тогда виновный «должен уплатить вергельд своей жизнью».

Мы видим здесь, таким образом, уже некоторую имущественную дифференциацию среди членов родовой организации, наличие бедных и более зажиточных. Наблюдаем мы и стремление выйти из этого союза родичей. Особая глава (LX) прямо говорит «о желающем отречься от родства». «Он должен явиться в судебное заседание перед лицом тунгина и там сломать над своей головой три палки мерою в локоть. И он должен в судебном собрании разбросать их в четыре стороны и заявить там, что он отрекается от соприсяжничества, от наследования и от всяких счетов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит или умрет, он не должен участвовать ни в наследовании, ни в вергельде, а наслед­ство его самого должно поступить в казну».

 

 

Список материалов сайта