Закажите востребованные и надежные огнетушители углекислотные в Челябинске выгодно.

Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Общественный строй древних славян

Общественный строй древних славян

Рейтинг:   / 67
ПлохоОтлично 

Общественный строй древних славян

Наши сведения об общественном строе древних славян, исходящие от письменных источ­ников, относятся к более позднему времени, чем сведения о древ­них германцах. Это происходит оттого, что Римская империя, не­посредственно столкнулась со славянами значительно позже. Все же уже Тацит дает нам понять, что предки  древних славян — венеды — были подобны германцам, являясь оседлым земледельческим на­родом, и резко отличались от своих соседей лесных охотников феннов (финнов) и от степных скотоводов-кочевников сарматов. То же подтверждает и археология.

 

Для изображения общественного строя древних славян приходится обращаться к писателям VIVII вв. (Прокопий в ряде про­изведений, Псевдо-Маврикий в «Стратегиконе», военном трактате конца VI — начала VII в.), дополняя их скудные сведения дан­ными археологии. При этом можно говорить одинаково и о  древних сла­вянах и об антах. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению», — говорит источник (Псевдо-Маврикий) одновременно и о  древних славянах и об антах.

 

Древние славяне были оседлым народом, занимавшимся земле­делием как основной отраслью производства, с широким развитием скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства (бортничество). Псевдо-Маврикий говорит об антах, что «у них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в осо­бенности проса». На Среднем Днепре уже было известно пашен­ное земледелие. Известна была древним славянам и обработка железа и изго­товление всякого рода ремесленных изделий (бронзовые украшения с инкрустацией, глиняная посуда, изготовлявшаяся уже иногда на гончарном кругу, и т. д.).

Жили древние славяне деревнями, иногда довольно крупными, населенными целыми родовыми группами; в связи с этим и позже такие селения нередко получали названия, оканчивающиеся на ичи, -овичи, -овцы. Хозяйственной единицей была патриархаль­ная большая семья или большая семейная община, называвшаяся у южных славян кучей или задругой.

Энгельс так характеризует эту славянскую семейную общину: «...патриархальная большая семья, какую мы теперь еще встречаем в Сербии и Болгарии... явилась переходной ступенью от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира... Юго-славян­ская задруга представляет собою наилучший живой образец такой семейной общины. Она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина (домачина), который пред­ставляет ее перед внешним миром... Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старейшим»1.

Из таких больших семейных общин и состояли древнеславянские поселения. На это указывает и сообщение Псевдо-Маврикия, что отдельные полуподземные жилища в поселениях антов соединяются друг с другом крытыми переходами, представляя собою, следова­тельно, целые комплексы жилищ, объединенные общим хозяйством.

   Большие семейные общины объединялись в роды и племена с племенными вождями (филархами, как называют их визан­тийские писатели) во главе. Но власть таких вождей была не­велика, большое значение имели народные собрания (веча). Прокопий сообщает о древних славянах: «Народ этот не управляется одним человеком, но искони живет в демократии. Поэтому обо всем, что для них полезно и вредно, они обсуждают сообща». Это стоит в связи с тем, что среди древних славян не наблюдалось еще деления на классы. Зарождавшееся рабство носило еще вполне патриар­хальный характер. Псевдо-Маврикий так характеризует рабство у древних славян: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие народы, но, ограничивая им срок, предлагают на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или оставаться там, где они находятся,  на положении свободных и друзей».

Быт древних славян

Патриархальность быта древних славян и антов характеризуется и широко развитым у них гостеприимством. «К тем, кто приходит к ним и пользуется гостеприимством, они относятся ласково и друже­любно; радушно встречают и провожают потом от места до места, охраняя тех, кто нуждается в этом. Если с гостем случится не­счастье по вине и недосмотру хозяина, то его сосед, доверивший ему гостя, мстит ему за гостя, считая это своей священной обязан­ностью» (Псевдо-Маврикий).

Непрерывные воины, которые приходилось славянам вести с соседями, приводили к развитию у них военной демократии. Иногда складываются у них и крупные объединения, целые союзы племен. У антов в IV в. во время войн с готами выделяется князь Бож, стоявший во главе 70 старейшин. Но такие объединения были непрочны. Поэтому Псевдо-Маврикий мог писать о древних славянах: «Так как у них много князей, и они между собою несогласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону или посред­ством обещаний, или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и не поступили под начальство одного».

Вооружение древних славян было очень примитивно; каждый воин был вооружен двумя маленькими дротиками, иногда щитом. В ходу были и луки со стрелами, смазанными ядом. Любимой тактикой древних славян, как и всех варваров, было устройство засад и неожидан­ных нападений в трудно проходимых местах.

Однако римские писатели указывают, что древние славяне очень скоро усвоили римскую военную технику, в том числе и сложную технику осады укрепленных городов. Славяне умели делать лодки-одно­деревки и совершали на них порою весьма отдаленные морские походы.

В VIVII вв. славяне настолько усилились, что сделались опасны Восточноримской империи. Они прорвали дунайскую границу и широким потоком хлынули в пределы империи, выпол­няя здесь роль, подобную роли германцев для Западноримской империи. Славяне не разрушили, однако, Восточноримской импе­рии, но сильно способствовали падению в ней рабовладельче­ского строя.

 

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 41—42.

 

 

 

 

 

Список материалов сайта