Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Культура Англии эпохи Тюдоров. Томас Мор. Шекспир

Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 

XVI век, видевший подъем колониального и торгового могущества Англии, был   вместе с   тем временем развития английского гуманизма и   расцвета    английской    литературы и театра. Этот расцвет неразрывно связан с именами Томаса Мора, знаменитого гуманиста, автора «Утопии», и Вильяма Шекспира, вскрывавшего в своих произведениях художественный облик этой эпохи и оставившего последующим поколениям колоссальной ценности литературное наследство.

 

   Томас Мор—наиболее яркий представитель английского гуманизма и вместе с тем один из родоначальников западноевропейской социально-утопической мысли нового времени. Мор теснейшим образом связан со своей эпохой, с тюдоровской Англией, с религиозно-политической борьбой эпохи реформации, с немецким гуманизмом XVI в. В то же время Томас Мор—автор удивительного произведения, «Утопии», в которой негодующая критика и анализ современной Мору действительности соединены с глубоким для XVI в. прогнозом в будущее: Томас Мор является отцом западно-европейского у топического социализма.

   Томас Мор родился в конце 70-х годов XV в. в «мало знаменитой, но почтенной семье». Отец его был судьей в одном из королевских судов. Сам Мор учился в Оксфордском университете, где в конце 90-х годов преподавал греческий язык Эразм Роттердамский. Томас Мор усиленно занялся классиками. Особенно увлекался Мор Платоном и его школой. Платоновская «Республика» стала прообразом моровской «Утопии». Черты реальной английской действительности XVI в. переплетаются в «Утопии» с представлениями Томаса Мора об идеальном государстве. Утопия—это страна, не имеющая на земле места (от греческого  — нигде), это блаженная страна, где отсутствует частная собственность на землю, где земля является общим достоянием. Этой идеальной стране противопоставляется современная Томасу Мору Англия с ее «жадными и ненасытными обжорами», уничтожающими межи полей, соединяющими в своих руках тысячи акров земли, изгоняющими крестьян и своими насилиями и притеснениями обращающими их в бесприютных бродяг-скитальцев. В «Утопии» Мора мы и находим крылатую, приведенную в «Капитале» Маркса фразу об овцах, поедающих в Англии людей.

   В чем же заключается, по Мору, основная причина охватившего Англию бедствия?—В частной собственности на  землю. «Выдающийся муж Рафаил Гитлодей», в уста которого Мор вкладывает свои собственные мысли, заявляет о своем полном согласии с Платоном, отказавшимся писать законы для таких народов, которые отвергают общность имуществ. И, далее, Томас Мор дает замечательный анализ одного из основных социальных бедствий тюдоровской Англии—бродяжничества, бороться с которым правительство пыталось плетьми, каленым железом и виселицами. «Ненасытные обжоры» сгоняют с земли крестьян-держателей, обращая их в беспризорных бродяг и скитальцев. Разоренные крестьяне продают свое имущество. Они вынуждены покидать насиженные родные места. «И когда этими несчастными скитальцами истрачено все до последней копейки, то, скажите бога ради, что же им остается делать, как не красть... Их заключают в тюрьму как бродяг за то, что они скитаются без дела. Их обвиняют в безделье, их, которым никто не хочет дать работы, как бы ревностно они ее ни добивались...» Перед нами знакомая картина тюдоровской Англии, полной жертв «первоначального накопления». Зато в противоположность этой, современной Томасу Мору Англии XVI в., где хозяйничают насильники-лэндлорды и подлинные бездельники-аббаты, овцеводы и огораживатели, в идеальной, блаженной стране, Утопии, вся земля составляет общее достояние, возделывается свободным трудом сидящих на ней людей. Семейно-ремесленная организация производства в Утопии также нимало не напоминает зарождавшиеся в Англии капиталистические мануфактуры, наоборот, она более походит на средневековые ремесленные порядки. Через два года после выхода в свет «Утопии» (1-е изд. 1516 г.) мы находим Мора при дворе Генриха VIII. Слава автора «Утопии», друга Эразма Роттердамского, была в это время очень велика. Это и побудило   Генриха VIII  приблизить к себе видного  гуманиста, помощь которого ему скоро понадобилась для полемики с Лютером.

   В 1521 г. была опубликована работа «Утверждение семи таинств против Мартина Лютера», изданная «непобедимейшим королем Англии и Франции», Генрихом VIII, при непосредственном участии Томаса Мора, который, кстати сказать, возражал против чрезмерного подчеркивания авторитета папы и напоминал королю о статуте praemunire 1325 г., отменявшем часть прав в отношении Англии и запрещавшем обращения к римской курии помимо английских судов. Именно за эту книгу и был дан папой Генриху VIII титул «защитника веры», а всем прочитавшим эту книгу было обещано отпущение грехов.

   Участие Томаса Мора в составлении и редактировании королевской апологетической работы и его «Ответ Мартину Лютеру», изданный в 1523 г. с опровержением возражений Лютера по поводу первой работы, послужили впоследствии основанием для обвинения Мора... в государственной измене. Когда Генрих VIII, не получив согласия папы на развод с Екатериной, порвал с Римом, Мора обвинили в том, что он «отвратительными кознями совершенно противоестественно довел короля до того, что тот издал книгу в защиту семи таинств и папства». «Измена» Томаса Мора состояла в том, что изданием в 1521 г. этой книги он дал в руки папы оружие, направленное против короля Англии. А суть дела была в том, что Мор не соглашался признать канонически действительным развод Генриха VIII с Екатериной, т. е. встал на этот раз на точку зрения папы. Томас Мор сложил с себя в 1532 г. сан лорда-канцлера Англии, который он носил с 1529 г., и отказался принести присягу королю как «главе церкви». Его посадили в Toyэр. Нашли подставного свидетеля, который показал, что парламент, по мнению Мора, не имеет права объявлять короля «главой церкви». «Измена» Томаса Мора оказалась «доказанной». Его приговорили к четвертованию. Генрих VIII «милостиво» заменил четвертование отсечением головы. Томас Мор после вынесения ему смертного приговора еще раз заявил, что английская церковь—лишь небольшая часть всего христианского мира. Поэтому нельзя издавать законов, противоречащих всеобщим церковным установлениям.

   Жизнь, литературная и политическая деятельность Томаса Мора относятся к началу изучаемого нами периода, к царствованию первых двух Тюдоров—Генриха VII и Генриха VIII.

   Творчество Шекспира—его знаменитые трагедии, исторические драмы и блестящие, яркие, отражающие современную ему «весёлую» елизаветинскую Англию комедии—приходится на конец эпохи Тюдоров.

   В ранних произведениях Шекспира особенно заметно влияние итальянских писателей эпохи Возрождения. Итальянские новеллы весьма его интересуют. Духом Ренессанса проникнуты его произведения «Два веронца», «Ромео и Джульетта» и др. Но его привлекают и сюжеты античные. Вспомним «Венеру и Адониса», где несомненно влияние Овидия. Затем Шекспир обращается к сюжетам английской истории. Богатейший материал для ряда исторических драм Шекспира дают внимательно им изучавшиеся исторические хроники. Исторические драмы Шекспира—«Король Иоанн», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V», «Ричард III»—охватывают собой целый большой период английской истории с XIII по XV в. Этот интерес Шекспира к прошлому, к персонажам предшествовавших XVI в. столетий английской истории, весьма характерен. Шекспир берет туманные образы хроник и превращает их в ярко очерченные современные ему типы, дает весьма тонкую психологическую их трактовку.

   Драмой «Антоний и Клеопатра», написанной на античный сюжет, открывается целый цикл лучших, наиболее глубоких произведений Шекспира: «Король Лир», «Макбет», «Кориолан», «Отелло» и «Гамлет». Сюжеты, по характеру своему исторические, психологизируются, углубляются Шекспиром—нередко в ущерб исторической правде—до общечеловеческих, сохраняющих и доныне свою силу типов и образов. Недаром эти художественные типы и образы получают все новую и новую трактовку и толкование. Этот последний период творчества Шекспира характеризуется мрачным, пессимистическим настроением, в его произведениях выдвигается на первый план идея темных, роковых сил, влекущих человека к гибели. Одной из наиболее глубоких драм этого периода является «Гамлет», написанный не без влияния греческой трагедии. Гамлет, мститель за убийство отца, возможно, имеет своим прообразом эсхиловского Ореста, мстящего своей матери за убийство Агамемнона. Впрочем, сюжет «Орестейи» был довольно типичен и для эпохи Ренессанса. Но сюжету этой драмы дана столь углубленно-психологическая трактовка, что этот образ, созданный гением елизаветинской эпохи, и поныне сохраняет свою силу и убедительность.

   Произведения Шекспира представляют большой интерес для историка, изучающего Англию времен Елизаветы. Правда, в его драмах много исторических несообразностей. Древний Рим и старая Англия изображаются нередко с чертами современной Шекспиру английской действительности. Вождю полудиких шотландцев Макбету вкладываются в уста пессимистические тирады, рисующие лишь собственное мировоззрение Шекспира последнего периода его творчества. Но ближайший к нему период английской истории Шекспир знал, несомненно, очень хорошо. Перед читателями проходит галерея художественных портретов королей, баронов, рыцарей, горожан и ремесленников времен Марии и Елизаветы. Ряд ярких представителей елизаветинской Англии запечатлены в драмах, комедиях и пьесах великого английского драматурга. Драмы Шекспира являются «величайшей славой его века», затмившей и пережившей другие «славные дела» «века Елизаветы». Это должны были признать и восхваляющие «век Елизаветы» английские историки.

 

СКАЧАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ

 

Список материалов сайта