Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Аббасиды

Багдадский халифат

Рейтинг:   / 20
ПлохоОтлично 

   В результате этого движения пришел к власти Абу-л-Аббас, основавший новую династию — Аббасидов (750—1258 гг.). При этой династии центр халифата переместился из Дамаска в Багдад, город, основанный в 762 г. халифом Мансуром на реке Тигре. Поэтому государство Аббасидов называют Багдадским халифатом.

   Уже при первых Аббасидах феодальные отношения получили дальнейшее развитие. Прежде всего при халифе Мансуре (754-775 гг.), подлинном организаторе Багдадского халифата, основной формой эксплуатации широких масс становится взимание феодальной ренты. Далее, начинает усиленно работать «ведомство общественных работ», что способствует развитию производительных сил. Наравне с развитием земледелия и ремесл значительно оживляется обмен как внутри Багдатского халифата, так и с соседними странами, а срединное положение багдадского халифата на путях из Китая и Индии в Западную и Восточную Европу способствовало развитию транзитной торговли.

 

   В Багдадском халифате арабская аристократия утратила свое исключительное положение, зато громадную роль стали играть иранские феодалы, с помощью которых Аббасиды пришли к власти. В связи с этим халифат при первых Аббасидах своей административно-финансовой структурой и многими своими порядками и учреждениями напоминал государство последних Сасанидов. Сасанидская фискальная система считалась образцом для подражания в глазах аббасидских чиновников, хотя им приходилось действовать уже в обстановке гораздо более развитых экономических и социальных отношений. Во главе управления государством стоял везир (визирь), который ведал администрацией, финансами и войском. Эту должность в нескольких поколениях замещали Бармекиды, крупные иранские землевладельцы, которые, пользуясь неограниченной властью, осуществляли постоянный контроль над арабским халифом как представители класса иранских феодалов.

   Наиболее крупными фигурами на багдадском престоле, помимо Мансура, считаются Харун-ар-Рашид (786—809 гг.) и Мамун (813—833 гг.). Идеализированный, исторически ложный образ Харуна встречается в сказках «1001 ночи»; отсюда идет известность и популярность этого халифа в Европе. В его царствование халифат достиг высокой степени экономического и культурного процветания. Но в то же время уже стали обнаруживаться первые признаки его упадка. Мощь и блеск Багдадского халифата покоились на эксплуатации крестьян как основных производителей, положение которых становилось все более трудным в связи с дальнейшим развитием феодальных отношений. В халифате феодальная рента взималась в виде поземельной подати. Первоначально размеры этой подати зависели от состояния урожая: она составляла от половины до одной восьмой урожая и вносилась преимущественно натурой. Но уже при Харуне стала преобладать подать, взимаемая в зависимости от размеров посевной площади и вносимая деньгами и натурой. Понятно, что при таком изменении вида эксплуатации недороды и рыночные колебания цен на сельскохозяйственные продукты ложились исключительно на плечи земледельцев.

   Усиление феодальной эксплуатации вызывало массовые восстания. Одним из наиболее крупных антифеодальных движений IX в. было восстание Бабека в Азербайджане. В основном это движение ставило своей целью восстановление старого общинного строя, при котором не могло быть феодальной эксплуатации. В буржуазной науке это движение называют «коммунистическим» единственно на том основании, что последователи Бабека, стремясь вернуться к общинным порядкам, устанавливали «общность имуществ», т. е. земли и инвентаря. Мусульманские феодальные историки, проявляющие стремление представить приверженцев Бабека в виде банды развратных грабителей, пустили в литературный оборот необоснованное утверждение, что повстанцы устанавливали также «общность жен». В действительности же женщины, принимая участие в восстании наряду с мужчинами, пользовались большой независимостью и свободой при наличии парного брака. Восстание Бабека продолжалось более 20 лет (с 816 по 837 г.), одно время охватило весь северо-западный Иран и часть Закавказья, было поддержано плебейскими слоями ряда городов и было подавлено только в результате напряжения всех вооруженных сил халифата.

   Значительным препятствием для полного развития феодальных отношений в Багдадском халифате служило сохранение сильного рабовладельческого уклада.

   Несмотря на то что крестьянство с развитием феодальных отношений несло на себе все большую тяжесть государственных повинностей, на наиболее тяжелых участках общественного труда (как-то: в системе искусственного орошения, на хлопковых плантациях, в рудниках и копях и т. п.) продолжали еще работать рабы. В большинстве это были рабы африканского происхождения, привезенные с острова Занзибара, где был крупнейший рынок африканских невольников. По-арабски этот остров назывался аз-Зиндж, а каждый раб, привезенный оттуда — зинджи. Особенно много зинджиев было в Ираке и отчасти в западном Иране, где эти африканцы работали в невероятно тяжелых условиях по осушке болот, по расчистке солончаков, по добыче соли и металлов и т. п. В 869 г. началось восстание зинджиев в окрестностях Басры, где был большой невольничий рынок. Это восстание, продолжавшееся целых 14 лет и охватившее весь южный Ирак и Хузистан, было активно поддержано крестьянскими массами. В 878—879 гг. зинджии, во главе которых стоял араб-шиит Али-ибн-Мухаммед, создали непосредственную угрозу Багдаду. Только разложение в среде самих зинджиев, предводитель которых в 879 г. провозгласил себя халифом, облегчило халифским войскам, до того терпевшим крупные поражения в борьбе с зинджиями, дело подавления восстания. Однако непосредственным продолжением восстания зинджиев явилось мощное крестьянское антифеодальное движение карматов которое в течение X в. не раз потрясало Ирак и перебрасывалось в Сирию.

 

 

Список материалов сайта